«Главное о Главном». Сюжет 1: Начало.
На радиостанции «Красноярск Главный» новый специальный проект «Главное о Главном». В нём мы расскажем об истории создания радио на волне 102.8 FM, первых его сотрудниках, двух переименованиях и о том, как станция жила все эти 30 лет.
СЮЖЕТ 1: НАЧАЛО
Ровно 30 лет назад, в далёком 1994 году, молодой и амбициозный тележурналист Олег Тихомиров задумал открыть своё СМИ. Имея «предпринимательскую жилку», первым делом он проанализировал красноярский рынок. В городе в то время уже успешно работали три коммерческих телеканала — «Прима», «Афонтово» и «ТВК». Открывать четвёртый и бороться за «место под солнцем» было проблематично и затратно. А вот коммерческая радиостанция в Красноярске была всего одна, и то федеральная — «Европа плюс». Поэтому выбор был очевиден. Однако, создавать радиостанцию «по образу и подобию» других станций в стране Олегу Тихомирову не хотелось. Он мечтал о чём-то уникальном.
— Мы привыкли, что радио либо должно было быть официозом, как радио России — симфонии передавать и сводки с полей, либо радио должно передавать музыку с утра до вечера. Вот чем, собственно, и занимались коммерческие радиостанции. И «Европа плюс» в том числе. Я, будучи журналистом, понимал, что нужно просто делать другое средство массовой информации. То есть радио использовать как носитель, но делать из него некий такой симбиоз общественно-политического вещания и музыкального вещания.
Чтобы проект стал успешным, Олег Тихомиров сразу же выделил для себя три обязательных принципа — «три кита», на которых будет стоять радиостанция. Первый — это собственное 24-часовое вещание. В Красноярске ни до, ни после такого никто не делал. Наша станция до сих пор остаётся единственное в городе с собственным вещанием 24/7. Второй «кит» — это разноформатное музыкальное наполнение.
— Как мы можем зарабатывать деньги? Обычная логика — чем больше людей нас будут слушать, тем больше у нас шансов, что нам эти люди будут деньги за рекламу, например, платить. Каким образом сделать так, чтобы нас как можно больше людей слушало? Если мы будем делать с вами жанровую радиостанцию, какой была коммерческая радиостанция «Европа плюс», ну, и остаётся. То есть она передаёт музыкальный материал для определённой категории слушателей — для молодых, продвинутых. Но вы же понимаете, что у нас существует глубинная нация, которая слушает вовсе не «Европу плюс», а любят разные и советские песни, и блатные песни и прочее, и прочее, прочее. Поэтому изначально была заложена идея «Авто-радио» в том, что оно будет неформатным с точки зрения музыки. То есть мы бы не передавать практически в любую музыку, но ту, которая нравится людям.
И третий «кит» — разговорные программы и полноценные выпуски новостей. То есть вещание должно нести не только развлекательную функцию, но и общественно-полезную. Основываясь на этих принципах, Олег Тихомиров и создал свою станцию. А назвал он её «Авто-радио из Красноярска».
— Если вы, скажем, придерживаетесь какого-то жанра и рассчитываете на определённую аудиторию, то вам нужно дать знать этой аудитории, какую музыку вы ей предлагаете. И вот вы начинаете придумывать какие-то такие названия, типа «Ретро.fm» или «Ностальжи.fm». То есть обозначать, что тут ожидает слушателей. Нас это не интересовало, массовая аудитория нас интересовала. Плюс на тот момент как раз очень активно стал развиваться авторынок. Люди начали покупать себе старые, разбитые, но уже иномарки. Да, и в целом конце 1994 — в начале 1995 года автомобилей стало гораздо больше на улицах. Надо также понимать, что радио все-таки слушают не дома, слушают где-то в дороге, а ещё на работе радиоприёмник включили. То есть я посчитал, что наиболее массовая аудитория будет та, которая у нас за рулём, и отсюда возникло название «Авто-радио из Красноярска».
После Олег Тихомиров собрал все необходимые документы и зарегистрировал станцию. 13 декабря 1994 года считается официальной датой основания «Авто-радио из Красноярска». Первый прямой эфир состоялся почти через месяц — 7 января 1995 . Кстати, многие до сих пор думают, что «Авто-радио из Красноярска» была региональной станцией федерального «Авторадио», частью сети. А некоторые считали, что Олег Тихомиров просто «подсмотрел» название у москвичей. Однако, это не так.
— В начале 95 года, когда мы начали вещать, мы, в общем то, и не знали о существовании «Авторадио» московского, которое тогда называлось «Авторадио. Народная марка». Я подчёркиваю, они не были сетевой радиостанцией, они были такой же локальной радиостанцией, как и мы. То есть они вещали в пределах города Москвы, мы вещали в пределах города Красноярска, и наши аудитории никоим образом не пересекались. И я действительно узнал о том, что в Москве тоже есть «Авторадио» от связистов наших, у которых мы арендовали передатчики. Вот они к нам подошли и сказали об этом. Это было зимой, да, где-то есть феврале. «А вы знаете, что в Москве есть тоже „Авторадио“?» Я говорю: «Как интересно. Значит, название не самое оригинальное».
В 94 году денег на своё оборудование у Олега Тихомирова не было. Поэтому он нашёл связиста и арендовал передатчик — бывшую военную «глушилку». Передатчик находился в ветхом деревянном доме в Покровке на улице Степана Разина. По той же причине — отсутствие денег — по началу Олегу Тихомирову приходилось трудно. Он работал за пятерых.
— Я там все делал самостоятельно. Я клеил обои, я мыл полы, я составлял расписание, полностью подбирал всю фонотеку, которая у нас была, отслушивая каждый трек, я дежурил, потому что диджеев у нас было немного и мы не могли себе короткие смены позволять. Были времена, когда диджеи работали по 12 часов, в том числе и я в эфире. При этом, это была работа не такая, когда ты сидишь и нажимаешь просто кнопку на компьютере. Компьютеров не было. Нужно было каждый диск, каждый трек переставлять, и при этом было требование с моей стороны, чтобы человек, ну, после там каждого второго, четвёртого и так далее трека выходил и что-нибудь ласковым бархатистым голосом говорил в эфире.
Одной из первых в «Авто-радио из Красноярска» пришла устраиваться Татьяна Лукина. Это сегодня она бессменный руководитель пресс-службы «КрасКома», а тогда это была молодая девушка, мечтавшая работать журналистом на радио.
— Я нашла редакцию, захожу туда и говорю: «Здравствуйте, меня зовут Татьяна Лукина. У меня есть диктофон „Маранс“. Я буду у вас работать». На что мне тогда коммерческий директор Олег Хендогин, посмотрев на меня, сказал, что денег у них особо нет. Что они могут мне выделить 200 тысяч рублей всего. Если перевести на современные деньги, то это получалось около 2 000 рублей. Сейчас на 2 000 рублей можно сходить только один раз в магазин за хлебушком. Ну тогда, наверное, на 2000 можно было прожить неделю. Но я была настолько рада тому, что я буду работать на радио, что было неважно, сколько я зарабатываю. Для меня радио — это вообще моя первая и большая любовь была.
Татьяна Лукина даже помнит своё первое редакционное задание — её отправили по магазинам автозапчастей пообщаться с руководителями, выяснить, есть ли у них что-то новое и рассказать своим потенциальным слушателям о новой волне. Работа была весёлая и разнообразная. «Авто-радио из Красноярска» Татьяна Лукина посвятила 6 лет своей жизни.
— На радио я проработала с 1995 по 2001 год, и уже в феврале 2001 года я перешла на работу в пресс-службу администрации города Красноярска. Тогда мне Пётр Иванович Пимашков поручил именно создать и организовать первую пресс-службу в администрации. И уже там вот тот опыт, который у меня был наработан на радио, мне пригодился. И, кстати, вот те навыки, которые выработались на радио, например, создавать короткие ёмкие тексты, они полезны вообще по сей день, хотя прошло столько лет. Например, сейчас возьмём тот же telegram, где новость должна быть очень-очень короткой.
Известный сейчас телеведущий Ян Ермишов вспоминает, что попал на радио совершенно случайно. Летом 1995 года он просто зашёл на работу к своему знакомому Александру Касаткину. Тот был одним из трёх диджеев на «Авто-радио из Красноярска». На месте выяснилось, что в смену требуется ещё один — четвёртый линейный ведущий. Ян Ермишов решил испытать свою удачу и познакомиться с Олегом Тихомировым. Основатель и директор станции разглядел в 22-летнем парне без опыта нечто особенное и взял его в штат. Ян Ермишов говорит, что современная работа диджеем на радио и диджей на радио в 95 году — это две разные вещи. Сегодня, чтобы включить в эфире трек, достаточно несколько раз кликнуть мышью. Тогда все песни были на дисках. Диджею приходилось искал нужную. Причём, работали раньше ведущие круглые сутки.
— Когда я пришёл на радио, диджеев на радио работало 4 человека посменно. Ты первую смену работаешь с 7 утра до 3 часов дня. В 3 часа дня тебя меняют и работают до 10 вечера. А с 10 вечера смена длится до 7 утра. И так по кругу. Ночью, конечно, можно было схалявить. В 3 часа ночи можно было включить автомат и лечь спать на пару часиков. А в 6 утра ты уже должен был выйти в эфир. Вот так мы работали. А ещё раньше нужно было ночью обязательно придумать себе ток-шоу. Ну то есть ты должен был о чем-то говорить со слушателями. И каждую ночную смену нужно было придумывать тему. А я думаю, интересно, а есть какая-то есть классная тема, на которую можно говорить и говорить? Точно — еда. Это та самая тема, которая будет актуальна всегда. Вот пока и родилась идея создания «Гурман-шоу».
Кулинарное шоу Яна Ермишова на радио «Гурман-шоу» стало его фишкой. Молодого человека начали узнавать и благодарить за рецепты. На «Авто-радио из Красноярска» Ян Ермишов проработал 9 с половиной лет. После ушёл на телевидение. Однако, он до сих пор слушает в машине станцию на 102.8 FM и с теплом вспоминает время проведённое на радиостанции.