06.12.2022

Что нужно знать о творческом проекте «Перемещение»?


Наталья Бондаренко

Пришло время для программы «Без обеда». Сегодня у микрофона Наталья Бондаренко. Добрый день. Ну, а теперь непосредственно к программе переходим. Тема сегодня звучит так — что нужно знать о творческом проекте «Перемещение»? Об этом все знает руководитель Красноярского фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова. Здравствуйте. А также российский художник, график, скульптор Алим Пашт-Хан. Здравствуйте. Наталья, давайте в целом расскажем красноярцам, что же это за такой творческий проект «Перемещение»?


Наталья Агаханова

Я немножко издали начну, с вашего позволения. Почему фонд Хворостовского этим занимается? И вообще, что такое фонд Хворостовского и какое отношение имеет Хворостовский, собственно говоря, к художникам? Значит, Красноярский фонд развития искусства имени Дмитрия Хворостовского создан в 19-ом году по инициативе губернатора и при соучредительстве родителей Хворостовского — Александра Степановича и Людмилы Петровны. Хворостовский — это человек, который преодолел все границы. То есть это, наверное, самый успешный сибиряк, красноярец и не только наш современник на многие, так скажем, годы назад и вперед. И в этом смысле очень важно, на мой взгляд, так скажем, нести те образцы, и то, почему у него это получилось, и не только у него, кстати. И поэтому занимается этим фонд, потому что Красноярск — это родина талантов. И люди, рожденные в Красноярске, имеют, мы с Алимом это тоже обсуждали, имеют определенные преференции, потому что Красноярск, Сибирь, это особенное место, где особая энергетика, место силы, это без иронии. Это, действительно, так. И задача фонда, одна из важных задач фонда, культурно-просветительская деятельность, и мы как бы одним из аспектов этой деятельности — это представление нам самим то, что мы можем. И установление контактов, связи с успешными выпускниками разных лет Красноярска, людьми, которые сделали карьеру не только в России, но и в мире. Это очень важная миссия, потому что мы можем все. И не только конкретные персонажи, мы вообще можем все. И все ограничения в нашей голове. И поэтому мы связываемся с выпускниками, в том числе, и выпускниками Института искусств, нынешнего. Для того, чтобы, так скажем, возвращать их в Красноярск, и чтобы они несли свои уникальный опыт, опыт преодоления границ, опыт преодоления себя, опыт творчества. Вот сюда, нам.


Наталья Бондаренко

Нашим студентам?


Наталья Агаханова

Не только студентам, всем нам. Я шире смотрю, потому что студенты — это важная, конечно, очень аудитория, но важны очень преподаватели, потому что они учат студентов, важны очень мы с вами, потому что это угол зрения, это расширение сознания определенное, ну и так далее.


Наталья Бондаренко

А вот вы знаете, я сейчас задумалась, что действительно, мы красноярцы, многие даже и не подозревают о том, что с нами когда-то жили и уехали такие замечательные люди, которые, действительно, в мире себя показали, и многих из них уже, конечно, знают.


Наталья Агаханова

Вот в этом миссия фонда. И поэтому мы пригласили, мы давно хотели это сделать, и мы очень рады, что получилось, в конце концов, это сделать. Это было в планах Алима Пашт-Хана, потому что это человек, ну, очень известный, уникальный, самобытный и ну, я не знаю, большое счастье, что он здесь, это с одной стороны. С другой стороны, у нас амбиции продолжить это сотрудничество, и чтобы это были не разовые проекты, а так скажем, системные, пролонгированные. И от этого больше гораздо эффект. Мы должны сеять, выращивать и пожинать. Ну, вот, как-то так.


Наталья Бондаренко

Вот как раз, к Алиму и перейдем. Вы являетесь выпускником Красноярского Государственного Художественного Института? И вообще, как давно в Красноярске были до вот этого случая, до этого момента приезда?


Алим Пашт-Хан

Да, добрый день. На самом деле, я довольно-таки часто стараюсь приезжать в Красноярск, не забывать. Здесь работает мой отец, Герман Паштов. И так как я постоянно навещаю его, и так далее, каждый раз, когда я приезжаю, старался делать то же и со студентами, и Российской Академии Художеств показывать, то есть передавать знания. То есть мастер-классы, выставки, какие-то небольшие. И как раз год назад я приезжал для того, чтобы помочь папе сделать юбилейную большую выставку. И как только узнали, что я приезжаю, тоже галерея небольшая, АйнАрт, захотели сразу выставку персональную сделать. То есть была небольшая выставка, и также мастер-классы. Я делал однодневный, мастер-класс давал. Я закончил в 94-ом году, делал диплом. После этого меня пригласили сразу на год преподавать по литографии в этом же институте. И после уже меня пригласила немецкая служба академических обменов DAAD в Германию, то есть, как стажировка, где я потом начал учиться в аспирантуре и три аспирантуры я там закончил. Это по графике, скульптуре и медиа-арт. И то есть, для меня, почему я в разных совершенно направлениях закончил тоже аспирантуры, потому что мое восприятие и понимание искусства, как я работаю, это свобода определенная, которая очень важна для художника. И то есть мои идеи, которые я хотел реализовать, они были в той или иной степени связаны с этими техниками. То есть у меня, допустим, я начал с каких-то определенных рельефов и бронзовых небольших скульптур, также потом перешел на камень. Вот это мне помогло в скульптуре, аспирантуру, когда я закончил. И потом, после была идея сделать видеоинсталляцию, для чего мне пришлось уже по медиа-арт закончить аспирантуру. Это чтобы я уже владел в совершенстве. Также параллельно я, как бы благодаря одной видеоинсталляции, стал заниматься фарфором, и это тоже как бы одно из направлений, в котором тоже активно работаю. А уже и в Красноярске я учился на графике. И диплом сделан. То есть графика — это станковая графика. И первая аспирантура в Германии тоже была по графике. И сейчас, вот с этим проектом, с которым я приехал, и благодаря Фонду Хворостовского, нашему институту и Министерству культуры, то есть сейчас я передаю знание направлений, то есть в области литографии, в области станковой графики.


Наталья Бондаренко

Вы здесь уже неоднократно со студентами нашими встречались. И в Европе очень много изучаете всего. Отличаются ли наши красноярцы, наши люди, которые творческие, от тех, что там?


Алим Пашт-Хан

Да, очень сильно отличаются. Потому что сейчас в области образования там очень сильно идут изменения. Если еще 20 лет назад можно было в художественных институтах Германии, допустим, увидеть людей, студентов, которые рисуют, которые рисуют с натуры, которые вообще рисуют, скажем так. То последние годы тенденция больше идет как современного искусства, связанное с концептуальными направлениями и отход от вот этих классических консервативных форм, скажем так, работы художественной. И люди просто перестают рисовать. Также есть уже в том же институте, в котором я заканчивал аспирантуры, там уже даже профессора не умеют рисовать. Поэтому получается, что даже уже профессора не могут передать определенные знания. Что касается композиции, рисунка и так далее. Но это у них связано тоже с политикой образования, с политикой художественных институтов. То есть у них на первое место сейчас выводят концептуальные направления, что как бы это не нужно то, что раньше люди.. Я считаю, это неправильно, потому что вот сейчас, допустим, была недавно выставка, тоже в одной из галерей Лейпцига, кстати, в которой я тоже должен через несколько месяцев выставку сделать, там выставлялся молодой человек, который закончил тоже Лейпцигскую академию. И он довольно-таки фигуративно, то есть он еще, как старые мастера, скажем так, работает, и он полностью востребован. Также и Нерал, очень известный художник, один из самых таких сейчас известных живописцев в Германии, который также работает фигуративно. И то есть мы видим, независимо от того, что вот как бы политика, которая образование, как бы художественный институт сейчас развивается, все равно у людей есть потребность того, чтобы видеть какие-то фигуративные, какие-то классические направления, которые бы тоже сейчас работали.


Наталья Бондаренко

То есть это никуда не исчезает?


Алим Пашт-Хан

Это никуда не исчезает, оно никуда не денется.


Наталья Бондаренко

Наталья, а студенты наши красноярские как воспринимают вот этот проект, когда приезжают люди, которые могут прямо на практике показать, как вообще все это работает в мире?


Наталья Агаханова

Смотрите, мне кажется, это очень важно с точки зрения, расширения вообще точки зрения, угла зрения, в том числе и студентов тоже. Потому что научиться можно всему при желании, да? Но когда это передача, это прямая передача от человека, который это делает, который это делает лучше всех в мире, например. Это особая энергетика, это особенное, особенное действие. Это с одной стороны, а с другой стороны, обучение же ведь это не только обучение техники какой-то. Это же ведь в коммуникации, те же самые художники, про которых сейчас Алим рассказал, много ли про них кто-то слышал, да? А без этого невозможно. Это когда ты не ориентируешься в общекультурном пространстве и не только в Красноярске, извините, в России, а вообще в мире. Ты находишься, если ты не в контексте, ты ничего не можешь сделать. И вот как раз погружение в контекст — это одна из очень важных тем и направлений, которые мы тоже обсуждали с Алимом, потому что, ну, ни для кого не секрет, что мы очень далеко находимся, от всего. То есть, ну, в центре просто или все. В любом случае, нужно при том потоке информации, который мы получаем сейчас из интернета, отовсюду, вот этот вот фокус информации, мы тоже об этом много говорили, угол зрения, что ты должен смотреть, как ты должен смотреть, видеть вот этот вот, так скажем, очки, вот этот вот фильтр этой информации тоже должен давать учитель и человек, который тоже пропускает это через себя. Ты можешь это принимать, не принимать. Это уже как бы личное дело каждого, но знать и понимать это ты должен. И это самая главная задача учителей. Поэтому очень важно, чтобы люди, которые погружены в контекст, которые знают больше, чем знаем все мы, вместе взятые, которые творят, которые как бы находятся в этом потоке, они приносили вот этот поток и делились вот именно этим, вот здесь вот.


Наталья Бондаренко

У нас в мессенджер пришло сообщение. Это, наверное, все-таки вопрос к Алиму: «Добрый день. Мне 35 лет. Мужчина. С детства мечтаю попробовать себя в качестве скульптора. С чего стоит начать?» Начать не поздно, в 35?


Алим Пашт-Хан

Никогда не поздно начинать. На самом деле, как направление художественного творчества, так и в любом направлении искусства, никогда не поздно начинать. Потому что это развивает человека. То есть, в принципе, вот почему мы тоже говорим — детей своих детей посылать в художественные школы, в музыкальные школы. Допустим, уже доказано учеными, что музыка до такой степени влияет на головной мозг. То есть это уже никуда не деть. То есть люди, которые играли, занимались музыкой до 17-18 лет, они просто потом, у них большое количество болезней, не только к старости. Поэтому начинать нужно, нужно и можно начинать с простых вещей. Просто купите пластилин. Есть некоторые специализированные магазины, где серый пластилин, он такой однотонный. Можно из цветного пластилина начинать, позже уже можно с глины начинать какие-то вещи. То есть глина, это уже более профессионально, как скульптура работают. Но также вот скульптурный пластилин, вы можете уже начинать лепить, можно делать рельефы небольшие, можно делать небольшие скульптурки, и потом это уже расширять дальше. Если вам это нравится.


Наталья Бондаренко

А стоит какого-то педагога поискать, который обучит? Или в интернете посмотреть. Сейчас у нас интернет, к сожалению, или к счастью, не знаю, способен на все. Там и мастер-классы есть, и все, что хочешь.


Алим Пашт-Хан

Да, вы знаете, к сожалению, интернет заполнен огромным количеством мусора, поэтому там могут просто не туда направить. И вот этот кич, которым сейчас все заполнено, и в эстраде, и в искусстве, и во всех направлениях, он просто сбивает с толку и направляет не в том направлении. Но вот, кстати, сейчас на выставке, которая у меня проходит, юбилейная, тоже на Кавказе, там сейчас выставлен, допустим, гранат, просто гранат. Я его просто поставил перед собой и сел, и стал лепить его. Вот я лепил, лепил, до тех пор, пока я не был доволен. Вот можно элементарно такую задачу поставить и лепить, и все. Вот вылепить, а потом отформовать, а можно и не отформовывать, если в пластилине — он уже готов.


Наталья Бондаренко

Вот такой вам практический совет от супер-специалиста. Мы сейчас ненадолго прервемся. У нас небольшая рекламная информация. Затем продолжим наш разговор. Оставайтесь с нами. Возвращаемся в студию программы «Без обеда». Напоминаю, что сегодня у микрофона Наталья Бондаренко, вместе со мной руководитель Красноярского Фонда Развития Искусства имени Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова и российский художник, график, скульптор Алим Пашт-Хан. Еще раз, здравствуйте. И мы сегодня обсуждаем, что нужно знать о творческом проекте «Перемещение». В первой части программы мы уже поговорили о том, что это такой общеобразовательный, развивающий проект, который не только азы нашего современного искусства, будь то пение или художники, или что-то еще, но еще и, так сказать, душу привносят наши специалисты, которые когда-то уехали из Красноярска, но, тем не менее, не забывают родной город не забывают то, где они начинали и возвращаются сюда. Программа у Алима насыщенная в Красноярске на ближайшее время. Расскажите, что ждет уже 8-го числа. Это для студентов будет мероприятие именно 8-го?


Алим Пашт-Хан

Ну, 8-го числа это, в принципе открытое мероприятие. Это не только для студентов, для всех жителей города. Это будет небольшая выставка в галерее «Модерн», которая находится на Мира 98. В 17:30 открытие будет. В принципе, главное, что я хотела показать, это мой новый авторский фильм, короткометражный, около 12 минут идет. И он экспериментальный, с элементами анимации. И в принципе, я его буду на экране показывать. Ну и там еще небольшие пространства есть, где будет небольшое количество графики висеть. А так, в основном, будет обсуждение этого фильма, и я буду напрямую как бы рассказывать, о чем и с чем связано. В принципе, фильм называется «Арура», как моя самая большая фарфоровая скульптура. Вот с ней связано.


Наталья Бондаренко

Наталья, расскажите про организационные моменты. Как придти, регистрация — нужна не нужна. Если вдруг красноярцы решат массово посетить, всем ли хватит места?


Наталья Агаханова

Массово посещать я бы не рекомендовала сразу, потому что галерея «Модерн» — это очень такое камерное помещение. Но это для искусства не есть плохо, потому что человек может насладиться, погрузиться, освоить, как-то пообщаться с произведением искусства. Это важно. И не всегда мы это успеваем. Как раз в перерыве об этом и говорили, что нам часто очень не хватает времени на важные вещи. И это время нужно искать и выделять. Организационно, 8-го декабря в 17:30 открытие с участием автора, а потом выставка будет работать каждый день с 14:00 до 20:00, по- моему, или до 19:00. Да, я уточню, прошу прощения. Вот, каждый день до 31 декабря. И поэтому в течение этого времени, это самый центр города, это гулятельное пространство. И я бы рекомендовала своим горожанам, как правильно сказать, обязательно сходить, потому что побыть наедине с собой, наедине с произведением искусства, подумать. Ну и вообще, искусство — это же окно, посмотреть в это окно.


Наталья Бондаренко

Ну, и тут еще нужно отметить, что вход абсолютно свободный, бесплатный. Ничего не надо. Расскажите тогда немножечко для тех, кто еще, может, не знаком с искусством, но хотел бы познакомиться. Как правильно вообще относиться, на что смотреть и как смотреть? Это же тоже важно.


Алим Пашт-Хан

Ну, по поводу выставки еще раз. Это как бы параллельное мероприятие. Вообще, главное — это мастер-классы, образовательный процесс, с чем меня и пригласили. Выставка там совершенно камерная и как бы то, что вот сейчас там и фильм, и несколько еще других видеороликов будут показываться, это связано со мной, с моим творчеством и моим фильмом, и ну, немножко коротко, я расскажу о литографии тоже, которая там тоже будет представлена и мастер-классы, которые я веду. Литография — это техника станковой графики. Одна из техник станковой графики. Есть офорт, есть ксилография, есть литография. Это такие основные классические направления и литография делается на камне. То есть, это камень, который шлифуется, это определенный камень, который обрабатывается, идеально шлифуется, и потом на нем работают со специальными жировыми материалами. Это литографская тушь, карандаш и затем это все обрабатывается химически, то есть кислотами. И потом делается печать. То есть после, уже все, что сделано, это смывается, потом накатывается валиком, снова краска и сверху накладывается бумага, и потом пропускается через станок литографский, специальный. Вот таким образом происходит печать и все эти станковые графики, они все потом, то есть ксилография — это на дереве, офорт — на металле, это все потом спечатывается на бумагу. И потом эти оттиски являются оригинальными. То есть, там до 20-30, там тираж бывает. То есть, с одного камня, то есть еще раз для понимания, все это делается для того, что я могу, конечно, на бумаге нарисовать рисунок. Но если я этот рисунок хочу, хотя бы, в 10-ти экземплярах и оригинальные графики, связанные с специфической такой техникой, вот этой литографией или ксилографией. Тогда это я переношу вот таким материалом, станковой графики на камень, то есть на дерево или на офорт. И поэтому там есть в каждом направлении своя специфика. Вот сейчас, кстати, ксилография тоже выставлена у меня на выставке. Будет большой такой ряд. Три листа с насекомыми и потом литография, это уже фигуративные будут. Ну, это, в общем, так. А так, в принципе, фильм, который он экспериментальный, он не документальный и не как бы раскрывающий определенную тему с текстом, он полностью идет без текста. Там музыку я взял, Авет Тертерян, это очень известный композитор, армянский, его восьмую симфонию, она как бы идет фоном и на этом фоне уже анимированные мои рисунки и видеоряд, который связан с работой.


Наталья Бондаренко

Но мероприятия также пройдут еще и 9-го декабря. Творческая встреча, как раз, с вашим папой и вами. Да да.


Алим Пашт-Хан

Да.


Наталья Бондаренко

Все, кто пожелает прийти и поговорить, и задать свои вопросы, как раз, если они возникли, это Красноярский рабочий, 197. Остановка «Предмостная площадь», с 14:30 до 19:00 вечера будет проходить. Кроме этого, опять же творческая встреча. Как раз уже с вами, 13-го декабря. А кого приглашаете на нее?


Алим Пашт-Хан

Да также, всех желающих. Ну, как уже сказано было, это определенное камерное пространство, в котором, ну, я не знаю, там, может быть, около 30-40-50 человек максимально вместить эти помещения. Но все, кто желающие. То есть я буду сам присутствовать и рассказывать о работе и о фильме рассказывать, и о других могу, и о технике тоже. То есть, в принципе, очень важно, чтобы живой диалог, когда я просто сам могу рассказать о работах.


Наталья Бондаренко

Ну а для тех, кто еще не знаком с творчеством Алима Пашт-хана, то тогда я вам рекомендую. Вот, элементарно, сама, когда готовилась к программе, посмотрела сначала, я не очень поняла, честно и откровенно скажу. Ваза самая большая в мире, восемь метров. Когда уже со всех сторон ее начали показывать, когда я начала читать, и я поняла, что эта идея, задумка, просто гениальная. И на самом деле интересно почитать, послушать про это, особенно от автора, это прям дорогого стоит.


Алим Пашт-Хан

По поводу вазы, на самом деле это была задумка «Фарфорового музея» Германии. Для меня, в принципе, это самое главное, это смысл. Я ее просто как скульптуру делаю, скульптуру, которая несет определенную тематику.


Наталья Бондаренко

Вот как раз обо всем можно будет лично у автора спросить. С 16:00 до 18:00, это как раз зал «Модерн» 13-го декабря. Наталья, планы дальнейшие? Алим проведет свои мастер-классы, затем уедет. Дальше, что ждет красноярских студентов? И вообще, красноярскую общественность в культурном плане?


Наталья Агаханова

Прекрасное будущее. Смотрите, планировать, вот сейчас, в современных условиях достаточно сложно долгосрочно, но, по крайней мере, мы можем предполагать или хотеть чего-то. По поводу мастер-классов, мастер-классы — это же ведь не разовая, не разовый всплеск или вброс информации какой-то. То есть, мастер-класс имеет смысл и эффект, когда это встроено в систему образования, когда это системная история, когда человек не просто прослушал, но он еще и воспринял это, пропустил через себя и сделал что-то, применил, конечно. И мы предполагаем, что как минимум два года у нас эта программа может продолжаться с приездом Алима. Ну, два раза в год, как минимум. Результатом должна стать большая выставка работ студентов, которые проучились, потому что это процесс, это достаточно сложный процесс, предполагающий там работу долгую. Это не в течение двух трех-дней делается. И результатом этого процесса должна стать большая выставка, где будут работы преподавателей, студентов Алима, которые будут уже не в зале «Модерн», а я предполагаю, в одном из больших выставочных залов в городе Красноярске. И выставка будет иметь достаточно большое значение и культурное, и образовательное. Также мы будем продолжать работу по возвращению наших выпускников в город Красноярск, потому что для нас это почему важно, потому что все люди не могут оставаться в Красноярске, важно очень расходиться по миру и говорить о том, из какого прекрасного места я. И помогать, возвращаясь потом сюда же, помогать следующему поколению также выходить в мир. И вот это наша важная задача.


Наталья Бондаренко

И это дорогого стоит. Спасибо фонду Дмитрия Хворостовского за это. Также, спасибо говорю моим сегодняшним гостям. Напомню, в программе «Без обеда» были руководитель Красноярского фонда развития искусства имени Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова и российский художник, график, скульптор Алим Пашт-Хан. И о мероприятиях. Если кто-то забыл, где можно посмотреть, в интернете?


Наталья Агаханова

В интернете можно посмотреть. У нас очень плотная эта неделя, открытие в четверг 8-го, в 17:30, выставки Алима Пашт-Хана, в 17:30, Проспект Мира, 98 рядом с магазином «Бирюсинка» с бывшим или с Художественным Институтом, тоже бывшим, нынче там факультет Сибирского Государственного Института Искусств Художественный. И несколько творческих встреч, о которых тоже мы будем рассказывать. И будет информация в Интернете, и в соцсетях. Поэтому, милости просим.